Илья Павлович Мазурук (1906–1989), военный деятель, лётчик, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1937)
Илья Павлович Мазурук родился 20 июля 1906 г. в городе Брест-Литовске Гродненской губернии (ныне г. Брест) в рабочей белорусской семье. Во время Первой мировой войны семья Мазуруков оказалась в России.
После окончания семилетней школы Илья Мазурук работал в Орловском горкоме партии. В 1920-е гг. жил в Липецке, работал помощником машиниста Липецкой электростанции, был секретарём комсомольской организации, заведующим огитпропа Липецкого, а затем Елецкого уездных комитетов комсомола.
По комсомольской путёвке Илья Мазурук был направлен в военную авиацию. В 1928 г. окончил Ленинградскую военно-техническую школу ВВС СССР, в 1930 г. — Борисоглебскую школу лётчиков, затем служил в строевых частях ВВС. В качестве бортмеханика участвовал в военных операциях против басмачей в Средней Азии. Здесь он служил в экипаже легендарного героя Гражданской войны Вильгельма Фридриховича Каминского (1897–1962).
В 1930–1938 гг. Илья Мазурук был пилотом «Добролёта» Гражданского воздушного флота (ГВФ), прошёл обучение в 3-й Объединённой школе ГВФ, работал на авиалиниях Одесса — Батуми, Ташкент и Алма-Ата, а с 1932 года — на Дальнем Востоке, во Всесоюзном объединении воздушных сообщений «Трансавиация». Он одним из первых освоил дальневосточные воздушные трассы, в том числе на Сахалин и Камчатку.
27 августа 1932 г. он совершил первый рейс по маршруту Хабаровск — Иман (Дальнереченск) — Другая Речка (Владивосток). Эта дата считается днём рождения гражданской авиации Приморского края. Именно И. Мазурук доставил в село Пермское комиссию, которая окончательно выбрала место для строительства города Комсомольска-на-Амуре.
В мае 1935 г. он за 45 часов осуществил перелёт из Москвы на Сахалин. Указом Центрального Исполнительного Комитета СССР от 16 мая 1935 г. И. П. Мазурук награждён орденом Красной Звезды.
В 1936 г. прошёл курсы Высшей летной подготовки при 1-й Краснознамённой объединённой авиационной школе ГВФ имени П. И. Баранова, затем работал в полярной авиации Главсевморпути. Илья Павлович провёл в небе Арктики и Антарктики всю свою профессиональную жизнь. Он был настоящим небесным ангелом-хранителем советских полярников. До ноября 1936 г. он налетал 533700 км.
В 1937 г. в качестве командира самолета ТБ-3 Илья Мазурук принимал участие в высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого задания, 27 июня 1937 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
В 1938–1941 гг. И. П. Мазурук занимал должность начальника управления полярной авиации Главсевморпути. Во время Советско-финской войны 1939–1940 гг. совершил несколько боевых вылетов в качестве командира бомбардировщика ТБ-3.
В годы Великой Отечественной войны И. П. Мазурук с июля 1941 г. — командующий авиационной группой ВВС Северного флота, с 1942 г. — начальник Красноярской воздушной трассы. Всего в 1942–1945 гг. по трассе было переброшено 8094 самолета, которыми были оснащены 250 авиаполков. Командование высоко оценило работу полковника И. П. Мазурука, сумевшего в тяжелейших условиях обеспечить минимальные потери людей и техники, ему было присвоено звание генерал-майора авиации.
После войны лётчик И. П. Мазурук, хотя и был назначен на высокие должности в Главсевморпути, всё ещё не собирался отвыкать от штурвала самолёта. Только в 1947–1953 гг. он совершил 254 полета на дрейфующие станции в районе Северного полюса. В 1950-е гг. был участником высокоширотной воздушной экспедиции «Север-5».
В 1955–1956 гг. И. П. Мазурук возглавлял лётный отряд первой советской военно-морской экспедиции в Антарктиду. В январе 1956 г. он первым осуществил посадку самолета Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде.
И. П. Мазурук награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, а также медалями. Автор нескольких книг по истории советской авиации.
Илья Павлович Мазурук умер 2 января 1989 г., похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Его именем названа улица в Бресте.
***